История школы в судьбе села

 

  Первые сведения о селе Нижнеспасском относятся к 17 веку. Основное заселение данной местности отмечено в пореформенный период 1861 года. По сведениям 1862 года значится: «Казённое село Нижнеспасское Тамбовского уезда расположено при Тамбове. Число дворов 255. Число жителей 2140. Мужчин – 1031, женщин – 1109. В селе действовала православная церковь, работали кирпичный завод и мельница»

Желание обучать детей у крестьян села Нижнеспасское возникло раньше, чем в других сёлах. Начальная школа была открыта здесь в 1843 году. Это была первая школа на селе. В ней обучалось всего 20 человек. Она просуществовала на селе всего семь лет и была закрыта.

В 1857 году вновь открывается начальная школа, которая вскоре тоже была закрыта.

В 1868 году которая больше уже не закрывалась, поэтому 1868  год считается официальным годом рождения нашей школы. Позднее финансировать школу стало Тамбовское уездное земство, школа стала называться уездной. В это время в селе имелись две школы: земская двухкомплектная и церковно- приходская однокомплектная. Земская  школа длительное время размещалась в здании с волостным управлением.

В двух школах обучалось в это время 60 человек. По средним подсчётам из  23 жителей села обучался один человек.

В 1892 году крестьянская община построила для земской школы кирпичное одноэтажное здание на две классные комнаты. Кроме того, построены деревянные дома для учителей.

С 1904 года село стало называться Нижнеспасским Нижнеспасской волости. В  1911 году адрес  села изменился: село Нижнеспасское Тамбовского уезда Тамбовской губернии.

    Перед революцией село имело 642 двора с населением 5203 человека,  душ мужского пола 2619, женского – 2586. Крестьяне имели надел две десятины на душу. Беспросветная тьма царствовала в селе. Избушки часто в одно или два оконца, в беспорядке расходились во все стороны из центра села. Неприглядная картина: крытые соломой, округлённые плетнями и изгородями из жердей и кольев, они производили жалкое впечатление. Ещё хуже было внутри изб: большие глинобитные печи занимали добрую половину избы. Вместе с людьми в холодное время года здесь ютился и скот: ягнята, телята, куры. Вечный сумрак (освещение семилинейными лампами считалось признаком зажиточности), затхлый воздух, множество мух летом, тараканов – вот типичная жизнь крестьян на селе в начале 20 века. Знахари и знахарки, именуемые колдуньями на селе, лечили от всех недугов. Любому проявлению нового мешали всевозможные запреты. Церковь, волостное управление со старшиной, полицейский участок и урядник чинили произвол, распространяли невежество, темноту. В селе была продовольственная,  винная лавка и множество шинков по продаже самогона. Особенно тяжёлой была на селе жизнь женщин. Поголовно неграмотные, они знали  только свои домашние дела. Наравне с мужчинами косили, пахали, убирали хлеб вручную. Вся их жизнь была для них дорогой одних только мучений и страданий. Лапти, онучи, панёвы, мордовские рубахи до пят, мешковины, грубая холстина – вот что надевали крестьяне села. Бедность, беспросветная нужда – спутники почти каждой крестьянской семьи. Вот что рассказал старей ший житель села Фрол Егорович Лепёшкин: «Верховодили в селе до Октябрьской революции купец Желтов и мельник Казаков(до сих пор в лесу на месте бывших мельниц сохранились места: Желтова мельница, Казаково болото). Крестьяне годами гнули на них спину. Редкая семья не была у них в долгу. Крестьяне страдали от безземелья. Так у крестьянина Степана Кирсанова в семье было три брата, а земельный надел – на одного. В этой же семье жило 20 человек. Семья не имела даже коровы. Лаптей на всех не хватало. Чтобы заработать кусок хлеба, жители села шли семьями в кабалу к Рассказовским фабрикантам Асеевым, работали у  купцов Болотниковых или Желтовых»

  

В то тяжёлое  время на селе всё же было две школы: церковно – приходская и трёхклассная земская. Учились в них дети зажиточной верхушки села. В селе было три учителя. Старожил села Щербаков И.Г. рассказал, что в школе было 60 учащихся, из них только 13 девочек.

Оборудование школ было убогим: парты – шестиместные, на каждой по чернильнице, наглядных пособий не было. В школе изучали предметы: русский язык, арифметику, закон Божий, географию, естествознание. Окончить три класса удавалось немногим. О том , как велось обучение в школе, о безрадостном детстве остались воспоминания старейшей коммунистки села, первой пионерки – Ефимовой Анны Алексеевны, проживавшей на улице Золяновке(ныне Ул. Пионерская). «Многие тогда не имели своей одежды и обуви, тетрадей совсем не было. Первый урок начинался с пения молитвы, их проводили священники. По воскресениям ученики обязаны были посещать церковь. В религиозные праздники Рождество, Пасху, Крещение, Покров ученики вместе с учителями ходили в храм и смиренно отстаивали службу. Воспитание детей велось в религиозном духе.

 

Февральская революция 1905 года не прошла бесследно для села. Она эхом отозвалась на предприятиях г. Рассказова и в деревнях.  Так , в Нижнеспасской волости, в деревне Б.Туляны уже в 1912 г. Организовалась небольшая группа активистов – пропагандистов. Внеё входили рабочие Арженской фабрики Рогозы. Один из них Пётр Васильевич Толстов прошёл путь от слесаря до председателя Тамбовского уездного исполнительного комитета(в последущие годы секретарём Дмитриевского райкома КПСС Воронежской области). Деятельность этой группы не прошла бесследно: в начале 1918 г. В селе была организована первая партячейка, в составе которой было всего 11 человек. В 1919 г. Начала действовать антоновская банда. Главарями её были Антонов, Матюхин, Миркироесин. Шла ожесточённая классовая борьба за установление советской власти. Борьбу на селе возглавили коммунисты. Руководителем стал первый военком Нижнеспасской волости, красный комиссар Коломников Никита Павлович, который работал по заданию товарища М.Д.Чичканова. Бандиты жестоко расправились с ними: Коломников Н.П. был зверски зарублен саблями. Учительница школы Уймёнова – Пирогова Лидия Ивановна в момент отступления антоновских банд находилась рядом с коммунистами. Её, как и других, жестоко избивали, спины были окровавлены, на них не было живого места. Вспоминает бывшая ученица Уймёновой – Пироговой, почётная первая пионерка школы А,А.Ефимова: «В толпе народа, которую гнали этапом, я заметила хрупкую фигуру нашей любимой учительницы. По плечам её рассыпались волосы, всё лицо её было в кровавых подтёках. Мы заплакали, мысленно прощаясь с ней… Каждый из нас знал, что видим её в последний раз. Запылённые, измождённые лица до сих пор живы в памяти. Выбравшись из толпы, мы побежали вслед удалявшимся. Вдруг мы услышали голос Лидии Ивановны, она запела песню» Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно метут. Раздался выстрел, и голос оборвался на высокой струне. Так со словами революционной песни за идею погибла учительница Уймёнова – Пирогова Лидия Ивановна».

   После  установления Советской власти не селе Декретом социалистическо-

го государства церковь была отделена от государства и школа от церкви. Земская и церковно – приходская школы были объединены в единую трудовую начальную школу первой ступени. Это были первые шаги советской власти  в деле народного образования: всем детям было предоставлено право учиться в школе. Но началась гражданская война. Она тяжёлым бременем легла на плечи народа. Продолжали орудовать банды на селе.

В  1919-1920 гг. обстановка в селе была напряжённой. Сельский Совет находился в г. Рассказово. Бандиты преследовали семьи коммунистов, их родных. Работа в школе была прервана, так как в селе шла кровопролитная борьба с бандами матюхинцев. В 1922г., после разгрома банд, в селе установилась власть Советов. В помещении школы расположился волисполком, в которомбыло принято решениео переходе власти к Советам. Старейший коммунист, друг и соратник Коломникова Н.П. , Панфилов А.И. после разгрома банд принимал активное участие в организации первых колхозов на селе, работал полеводом, позже председателем комитета  бедноты, а затем был избран председателем колхоза им. Калинина, который просуществовал до 1996 года.

   В 1930 г. Введено обязательное начальное обучение всех детей школьного возраста, а в 1931 г на базе единой трудовой на базе единой трудовой начальной школы была открыта неполная средняя, позднее называемая семилетней школой.

  Большим событием  в 30-х годах нашей страны были решения 15 съезда партии, определившего путь на коллективизацию. На территории села  в 1929 году был организован колхоз имени Молотова, в который вошли 28 крестьянских хозяйств. Первыми колхозниками стали Панфилов АИ, Ульихин Василий Никифорович, Кирсанов Пётр Павлович, Жиров Дмитрий Матвеевич, Косогорцев Николай Филиппович.

 

Организовавшийся колхоз получил и стал обрабатывать 70 га земли, принадлежавшей ранее церкви.

В колхозе было 20 лошадей, 5 конных плугов, деревянные бороны, 10 крестьянских амбаров. Переданы колхозу были паровые мельницы, принадлежавшие ранее кулакам Котовым, Кондратьевым, Денисовым. К концу 1929г в колхоз вступило ещё 12 крестьянских хозяйств, число их выросло до 40. Первым председателем колхоза был избран Медведев Пётр Никанорович. В 1930 г. Началась массовая коллективизация крестьян. В колхоз имени Молотова вступили крестьяне улиц Большой Угляновки, Голодовки, Грязновки, Тихановки, около 700 крестьянских хозяйств. На улице Зверяевка организовался колхоз «Красная заря», объединившем 60 хозяйств. В 1932 г колхоз имени Молотова был разделён на три колхоза: имени Будённого, имени Калинина. Таким образом на селе образовалось четыре хозяйства. Жизнь на селе постепенно стала налаживаться. Внедрялись передовые методы ведения хозяйства, но труднее всего было переломить сознание крестьянина, привыкшего к частной форме собственности.

  Чёрной страницей в истории села стали годы Великой Отечественной войны  900 человек было мобилизовано на фронт за 1941 - 1945 год. Более 600 не вернулось с полей сражения или пропали без вести.

  В послевоенное время началась борьба с разрухой. В школе возросло в послевоенные годы количество обучающихся. Директором её стал фронтовик Пахунов Александр Сафронович.

В 1960 году она была реорганизована в восьмилетнюю, а в 1964 стала средней. В ней было 14 классных комнат, физический и химический кабинеты, географическая площадка, учебные мастерские, пришкольный сад.

 

 В 1977г. в юбилейный год Октября учащиеся и родители получили великолепный подарок – двухэтажное здание новой школы с кабинетной системой обучения. Школа становится культурным центром,

Hosted by uCoz